......

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

Куда обращаться за помощью

развернуть

Домашнее насилие - умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия,

обратитесь за помощью!

  1. Правоохранительные органы

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Гродно (ул.Дубко, 5) тел.79-68-06, тел. 79-68-07, тел. 102

 

№ общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП)

Адрес

Телефоны

ОПОП-1

ул. Малыщинская, д.4"а"

56-38-06

ОПОП-2

ул.Домбровского, д.23"а"

68-51-73

ОПОП-3

ул. Богдановича, д.6

-

ОПОП-4

ул. Болдина, д. 6"б"

44-20-97

ОПОП-5

ул. Горького, д.65

68-51-74

 

  1. 2. Органы социальной защиты

ГУ «Центр социального обслуживания населения

Ленинского района г. Гродно» (ул.Социалистическая, 37, каб. 12)

В штате имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, предоставить услуги временного приюта, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.

Психологическая помощь по телефону:

тел. 8 (0152) 31-45-29

Для граждан пожилого возраста:

отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

тел. 8 (0152) 31-45-12

Горячая линия тел. 8 (0152) 31-45-72

Услуга временного приюта в «Кризисной» комнате для пострадавших от домашнего насилия:

тел. 8 (0152) 31-45-29 или по телефону 102.

Виды услуг:

информационно-консультационные,   социально-психологические,   социальный патронат,

социально-посреднические, материальная помощь, временный приют (безопасное проживание в "Кризисной"комнате ) и иные социальные услуги.

 

  1. Медицинские учреждения

Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства получить медицинскую, психотерапевтическую помощь. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь к ответственности обидчика.

Учреждение здравоохранения района

Адрес

Телефон

ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно»

ул.Лермонтова, 13, каб. 302

61-06-37

ГУЗ «Городская поликлиника №4 г.Гродно»

ул. Врублевского, 46/1, каб. 209

55-90-47

ГУЗ «Городская поликлиника №6 г.Гродно»

ул. Лиможа, 25, каб. 409

32-16-43

 

 

 

Центр, дружественного отношения к подросткам и молодежи (до 21 года) «Позитив»

является подразделением ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» (ул.Доватора, 23, каб. 109 "А")

тел. 55-88-30.

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»:

тел. 170 (круглосуточно)

 

Взрослая экстренная психологическая телефонная линия (круглосуточно):

8 (017) 352-44-44

 

Анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков

 в кризисной ситуации:

8 (017) 263-03-03

 

  1. Учреждения образования

 

ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно» (ул. Врублевского, 76а ) тел. 44-75-53, 44-75-50

Виды услуг:

  • информационная помощь, психологическое консультирование родителей и детей
  • работает дружественная комната опроса для несовершеннолетних, ставших

      жертвами или свидетелями насилия

В центре работают квалифицированные педагоги-психологи, педагоги-социальные, которые могут помочь Вам и Вашим детям справиться с ситуацией домашнего насилия.

 

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно

районный ресурсный центр "Профилактика семейного насилия"

(ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно») тел. 62-09-12(психолог)

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

(интернет сайт: www.7ja-byКруглосуточная справочно-информационная служба по проблемам семьи и детей: 8 (017) 317 32 32

  1. Общественные организации

 

В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам социальную и иную помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

Ленинская районная организация общественного объединения

«Белорусский союз женщин»г.Гродно

тел. 55-90-38

 

Гродненская городская организация Белорусского Общества

Красного Креста

тел. 68-02-60

 

Гродненская областная организация общественного объединения

«Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

тел. 39-56-65

свернуть

Детство без насилия и жестокости

развернуть

Детство без насилия и жестокости

 

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение включает в себя и физическое и сексуальное насилие, и физическое пренебрежение, и недостаток внимания, и эмоциональное неправильное обращение, и покушение на половую неприкосновенность, а также морально-юридическое неправильное обращение

НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком

Формы насилия над детьми:

  • Физическое
  • Сексуальное
  • Психическое (эмоционально-неправильное обращение)
  • Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка )

 

Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения

Влияние физического насилия на ребёнка:

  • Поведенческие и психологические индикаторы:
  • Задержка развития, малоподвижность
  • Дети могут становиться агрессивными, тревожными
  • Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников
  • Бояться взрослых и играют только с маленькими детьми, а не ровесниками
  • Страх физического контакта, боязнь идти домой
  • Тревога, когда плачут другие дети, тики, раскачивание

 Признаки физического насилия над ребёнком:

  • Раны и синяки (разные по времени и возникновению, в разных частях тела одновременно, непонятного происхождения, имеют особую форму предмета, например, форму пряжки ремня, ладони)
  • Ожоги (топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами)
  • Укусы (следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтёков)
  • Синдром тряски ребёнка (возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга, у ребёнка наблюдается кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания)

 

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Влияние на ребёнка:

  • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
  • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
  • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
  • Может жаловаться на физическое нездоровье

 

Психическое насилие- эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинения, оскорбления, угрозы в адрес ребёнка (брань, крики, внушение чувства страха)

Виды психического насилия:

  • Принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его достоинство
  • Отвержение ребёнка, подавление всякой воли ребёнка
  • Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы
  • Принуждение к одиночеству
  • Совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • Причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка

Влияние на ребёнка:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
  • Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • Уступчивость, податливость
  • Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность

 

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребёнка:

  • Не растёт, не набирает веса или теряет в весе
  • Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
  • Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия)
  • Не ходит в школу, прогуливает школу
  • Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении

 

Не всегда эти признаки очевидны. Но, однако, существуют явные 

признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов

  • Следы побоев, истязаний, физического насилия
  • Следы сексуального насилия
  • Запущенное состояние детей
  • Отсутствие нормальных условий проживания
  • Антисанитарное состояние жилья
  • Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, лишение его сна, ребёнка выгоняют из дома

Если Вы знаете об этих фактах, не оставайтесь равнодушными. Вы можете позвонить в любое отделение полиции и оставить сообщение, этим Вы, возможно, спасёте жизнь ребёнку.

 

Причины жестокого обращения:

  • Алкоголизм и наркомания в семье
  • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

Жестокое обращение в семьях – проявление тех проблем, которые имеются в семье. Часто родители видят причину усугубления своего положения в ребёнке.

 

Помните слова В.А. Сухомлинского:

«Трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»

свернуть

Телефоны доверия

развернуть

     

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации: одиночество, проблемы в семье, трудности в адаптации к новым условиям, алкоголизм родственников, личностный кризис, - позвоните по телефону 170. Здесь  Вы получите профессиональную помощь от квалифицированных психологов и психотерапевтов, которые помогут вам найти выход из сложной ситуации.

Телефон доверия работает круглосуточно и без выходных. Специалисты руководствуются Вашими интересами, соблюдают медицинскую этику и обеспечивают полную конфиденциальность.

Мы поможем найти выход. Телефон доверия – 170.

свернуть

План проведения мероприятий в рамках акции «Синяя лента апреля» Детство без жестокости и насилия!

развернуть

План проведения

мероприятий в рамках акции «Синяя лента апреля»

Детство без жестокости и насилия! #радужноедетство

11.04.2022 г.-29.04.2022 г.

 

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Акция «Рисунок на асфальте» Тема «Радужное детство»

13.04.2022 г.- 15.04.2022 г.

Воспитатели учреждения образования

2

Консультация для педагогов «Детство без насилия» (презентация)

14.04.2022 г.

 

Педагог-психолог Шуляк Н.В.

3

Беседа с детьми «Как я провёл выходные с семьёй»

18.04.2022 г.

 

Воспитатели учреждения образования

4

Консультация для родителей «Семья без насилия» (презентация)

19.04.2022 г.

Педагог-психолог Шуляк Н.В.

5

Тематические занятия с воспитанниками всех возрастных групп «Права и обязанности детей»

20.04.2022 г.

 

Воспитатели учреждения образования

6

Выставка рисунков на тему «Дом для моей семьи»

25.04.2022 г.

 

Воспитатели учреждения образования

7

Акция «Счастливая семья»

26.04.2022 г.

Творческая группа

8

Стендовая информация для родителей «Воспитание без крика»

 

11.04.2022 г.-29.04.2022 г.

Зам. зав. по ОД

Добриян Н.В.

9

Освещение вопросов о профилактике насилия над детьми в семье на родительских собраниях 

 

11.04.2022 г.-29.04.2022 г.

Воспитатели учреждения образования

10

Рекомендации, памятки, буклеты педагогам, родителям «Детство без жестокости и насилия»

 

11.04.2022 г.-29.04.2022 г.

Зам. зав. по ОД

Добриян Н.В.

11

Актуализация информации на сайте учреждения образования по предупреждению насилия в семье

11.04.2022 г.-29.04.2022 г.

Зам. зав. по ОД

Добриян Н.В.

свернуть

"Детство без жестокости и насилия"

развернуть

Жестокое обращение с детьми - что это такое?

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДEТЬМИ

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсyтcтвие должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство.

Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, требуется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, медико-социального, педагогического и психологического характера.

Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, может рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шулъга, М. Клавдиева, Н. Д. Ярославцева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Аллан, Х. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Д. Финкелхор, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др. Насилие рассматривается большинством из них как преднамеренные физические, психологические и сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли.

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

1) пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;

 2) физическое насилие;

3) психологическое (эмоциональное) насилие;

4) сексуальное насилие и растление.

 

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия.

Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родителями, лучше всего характеризует термин «дипривация детства». Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называемых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология в этих семьях связывается с поведением матери, от которой зависит физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в:

1) недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании;

2) отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;

3) недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

4) причинении умышленного вреда ребенку;

5) воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

6) эксплуатации ребенка непосильным трудом;

7) воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т. д.

Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. В соответствии с теорией цикличности насилия самый высокий риск пренебрежения основными нуждами детей имеется у тех родителей, чье детство прошло в условиях насилия и пренебрежения. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т. д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является мультифакториальным феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.

В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка и разделил их на несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение.

1. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т. д.

2. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

3. Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном поведении, энурезе, энкопрезе и т. д.

4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых, имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические средства, наркотики, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

 

Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лиц, опекающих ребенка, пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.

Так, к характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения, можно отнести:

1) утомленный, сонный (часто опухший) вид;

2) санитарно-гигиеническую запущенность;

3) наличие чесотки, педикулеза;

4) склонность к кражам вследствие постоянного голода;

5) задержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии;

6) привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;

7) проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием;

8) трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости;

9) пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;

10) делинквентность и мастурбации и т. д.

 

К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, делинквентность, Высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект.

Группы «риска» выявляются для определения вопроса о степени опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здоровья. Характер терапевтических и реабилитационных мероприятий зависит от результатов диагностики. В частности, работа с семьей может включать различные типы семейной терапии, консультирования ее членов для снижения уровня семейной дисфункции. Рост числа неблагополучных семей значительно повышает роль специалистов, работающих с детьми в различных учреждениях по выявлению детей, чьи потребности игнорируются.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

к физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем. Признаки физического насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявляются в:

1) резко выраженной боязливости ребенка;

2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

3) ярко выраженном страхе взрослых людей;

4) признаках физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;

5) наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, повреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии (например, множественные ожоги от раскаленных предметов, ожоги промежности или ягодиц и др.), сильные множественные ушибы, кровоизлияния, следы укусов;

6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка;

7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;

8) отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;

9) формировании моделей приспособительного поведения;

10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов

 

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это, прежде всего, симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что ПРИВОДИТ ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется:

1) возрастом ребенка;

2) уровнем его развития;

3) личностными особенностями;

4) характером;

5) длительностью насилия;

6) отношением насильника к ребенку;

7) повторяемостью травматического события.

Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.

  • Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.
  • В возрасте от полyгoда до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
  • Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивocть и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.
  • Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.
  • Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»

1) семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

2) семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;

3) семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;

4) семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;

          5) семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи.

Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая структура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфантильные супружеские отношения; сильные психологические перегрузки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье.

Специальные исследования выделили поведенческие характеристики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми.

Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетельствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспорным и однозначным доказательством его вины:

          1) несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны родителя;

          2) необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение;

          3) попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба;

          4) несформированная родительская роль и отсутствие желания и возможности в ее формировании;

          5) отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре;

          6) неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ре¬бенка;

          7) использование большого количества психологических защит во взаимодействии членов семьи.

 

Последствия физического насилия - это не только синяки, ушибы, травмы различной степени, но и проявление энуреза,  эпокреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие.

В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в семье можно выделить следующие факторы:

1. Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и т. д.;

2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожнocти, высокий уровень импульсивности, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки, низкий уровень образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов), нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя, наличиe у родителей сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения (месть собственным детям за свое искалеченное детство, высокая степень психологической зависимости и нарциссичность, наличие садомазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми и т. д.);

3. Особенности псuxoлогической атмосферы семьи: отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста, изменчивость и нестабильность идентификации, большие затруднения родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей, психические заболевания у родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям, и другие заболевания).

Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. Как самостоятельная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие стало предметом исследования специалистов в конце 70 - начале 80-х годов. По мнению большинства специалистов, занимающихся этой проблемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.

Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое nренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.

Различные типы разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и развития ребенка.

Проанализируем конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учетом различных типов психологического насилия.

Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;

Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т. д.), жесткой, несообразной возрасту критике и т. д:

Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении к  ребенку.

Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).

Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситyaции психологического насилия, выявили следующие характерологические особенности:

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние,
  • чрезмерная уступчивость,
  • заискивающее, сверх угодливое поведение,
  • склонность к уединению,
  • агрессивность,
  • отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста,
  • неумения общаться,
  • угрозы или попытки самоубийства,
  • высокий уровень тревожности,
  • нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть),
  • низкая самооценка,
  • плохая успеваемость и т. д.

Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является:

  • проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.

Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:

  • нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
  • публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;
  • отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником;
  • перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;
  • постоянное сверх критичное отношение к ребенку;
  • открытое признание вне любви;
  • ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях - подчеркивается.

Как показывает практика, к неблагополучным семьям, относящимся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесены к следующие типы семей:

  1. семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;
  2. семьи с авторитарным стилем воспитания;
  3. проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т. д.);
  4. аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, наркотики, страдают различными патологиями;
  5. семьи, в которых преобладают психологические или иные проблемы.

Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и т. д.

Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей, что приводит к различным нарушениям:

1) в аффективной сфере - нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке;

2) в когнитивной сфере - нарушения связаны с задержкой интеллектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью;

З) в поведенческой сфере - нарушения проявляются в делинквентном и антисоциальном поведении, замкнутости, агрессивности, отсутствии потребности в формировании взаимоотношений со сверстниками, ярко выраженном сексуальном поведении;

4) в физическом развитии - нарушения характеризуются недостаточным весом ребенка, маленьким ростом, запущенным, неопрятным видом;

5) во взаимоотношениях со сверстниками - ребенок не стремится к общению, замкнутый, агрессивен, проявляет сексуализированное поведение.

Только экстренное вмешательство специалистов по коррекции внутрисемейных отношений могут предотвратить катастрофические последствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влияние на развитие ребенка, его настоящее и будущее социальное становление.

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

 

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми.

В обществе существует значительное число мифов, которые являются осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и последствия сексуального насилия над детьми.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст - 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубежные канадские исследования), 40% близкие родственники - отец, мать, братья и сестры, ДЯДИ, тети, дедушки, бабушки; из них 20% - инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди - друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома.

Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых.

Чаше это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз.

Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 5. Дети соблазняют взрослых

У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что делает очень затруднительным процесс самосознания и развития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмысленности.

Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в секcyaльнoм насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современнoм обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершаемого женщинами. 20% насильников - женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% - по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естественным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со стороны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства.

В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как совершение сексуальных действий против воли ребенка [54]. Сексуальное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, нежелательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его не насильственным, поскольку ребенок:

1) не обладает свободой воли, он экономически, психологически, юридически находится в зависимости от взрослых;

2) может не осознавать значения действий взрослого в силу своей функциональной незрелости;

3) не может в полной мере предвидеть все негативные последствия сексуальных действий.

Таким образом, сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды [50, 64].

Разделяют контактный и не контактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалисты относят:

1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и оральным способом;

2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный    контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;

3) введение различных предметов во влагалище или анус;

4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:

1) демонстрацию эротических и порнографических материалов;

2) совершение полового акта в присутствии ребенка;

3) демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

4) подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.

В зависимости оттого, где совершается сексуальное насилие, различают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный процесс, в который дети втягиваются часто не подозревая об этом. Большинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуально-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых.

По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении детей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:

1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни - для них характерным является власть и контроль со стороны главы семьи; использование физического насилия как воспитательной меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удовлетворения и т. д.;

2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей супружескими отношениями, что приводит к различным формам психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более уязвимым для любого вида насилия;

3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое время живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не тактильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;

4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми, что приводит к недостаточности эмоциональной близости между детьми и родителями, к их социальной изоляции;

5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них являются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей характерным является расторможенность сексуальных влечений, снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как правило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контактов с другими родственниками.

К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержанием телевизионных программ подталкивает детей и подростков к раннему сексуальному опыту.

Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором [45]. Им были выделены особенности личности насильника, мотивация поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы:

1) эмоциональная конгруэнтность - соответствие особенностей детей эмоциональным нуждам насильника;

2) сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присутствии ребенка;

3) блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных потребностей;

4) внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника запрет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы).

Эмоциональная конгруэнтность со стороны насильника по отношению к ребенку обусловлена слабой психосексуальной идентификацией, задержкой психосексуального развития, отсутствием чувства власти и контроля во взаимоотношениях с взрослыми партнерами, низким социальным интеллектом, низкой самооценкой. Как правило, сексуальное возбуждение от контакта с детьми характерно для взрослых, которые испытывают сексуальное возбуждение от просмотра порнографических материалов, представляющих детей в эротическом свете. Для этих насильников характерно наличие раннего опыта сексуального возбуждения от контакта с взрослым, зафиксированного в сексуальных фантазиях..

Многие насильники не способны удовлетворять собственные сексуальные потребности в силу того, что у них существуют высокий уровень неудач при гетеросексуальных контактах со взрослыми партнерами, им присуща неудовлетворенность от супружеских отношений, социокультурные или моральные запреты на сексуальные внебрачные отношения.

Внешними и внутренними дезингибиторами для насильника являютcя следующие факторы: плохой контроль собственной импульсивности в силу употребления наркотиков и алкоголя; наличие различных внешних стрессогенных факторов, таких как: безработица или потеря близкого человека, психическое заболевание, а также плохой присмотр за ребенком и сопротивление самого ребенка.

Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают ближайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физическим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, нервно-психические и соматические расстройства.

Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокойства и страхи, которые при водят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнeвa, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

По характеру ответных реакций психологические последствия выделяются:

1) посттравматические стрессовые расстройства;

2) проблемы поведения;

З) расстройства когнитивной сферы;

4) личностные расстройства.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) - это продолжитeльныe психологические симптомы, развивающиеся в ответ насильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а также если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избеганию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на три категории.

Первая категория симптомов характеризует повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бес содержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.

Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.

Третья категория - это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях, чувствах.

Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек. Для них характерен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная возбудимость, стыд и страх, так как девочки более уязвимы к повторным стрессам.

К проблемам поведения специалисты относят сексуализированное поведение, которое у девочек проявляется в форме сексуального беспокойства, у мальчиков - в форме эротизма. Сексуализированное поведение можно также наблюдать при некоторых нервнопсихических расстройствах. Выделяются три степени тяжести такого поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуаль¬ных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя - демонстрация интимных частей тела, мастурбация.

Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суицида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.

Расстройства когнuтuвной сферы проявляются в виде низкой самооценки, самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного, одинокого. Во взрослом возрасте все отрицательные события, происходящие с ними, воспринимаются как наказание за то, что они плохие от рождения.

Личностные расстройства зарубежные специалисты классифицируют в соответствии с возрастом детей:

1. Дошкольники - тревога, интернализация (уходы, избегающее поведение, депрессии, чрезмерный контроль, боязливость), экстернализация , агрессия, антисоциальное поведение и малоконтролируемое поведение), неадекватное социальное поведение.

2. Дети школьного возраста - страхи, агрессия и самoaгpeccия, наличие большого количества школьных проблем, гиперактивность, peгpecсивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.

3. Подростки - сексуализированное поведение, отвращение к собственному телу, утрата потребности в соблюдении гигиенических навыков, депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведение, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркомания, быстрое снижение школьных успехов, агрессия и самоагрессия, различные многочисленные соматические жалобы, противозаконные действия.

Наличие перечисленных симптомов указывает на сексуальное насилие, но важно помнить, что существует достаточно большая группа детей, которые не имеют ярко выраженных симптомов после травмы насилия. Причинами отсутствия симптоматики является то, что асимптоматические дети аффективно подавляют переживания, либо травматизация наступает спустя довольно длительный срок на последующих стадиях развития, когда их статус детей-жертв становится более значительным как для них, так и для окружающих.

Согласно Х. Ремшмидту, долговременные последствия сексуального насилия касаются в основном трех сфер:

1. Нарушения в развитии идентичности и принятия своей половой роли.

В результате насилия происходит обесценивание и искажение собственного образа, разрушается представление о ценности супружеских отношений, возрастает неуверенность в возможности построения адекватных взаимоотношений с противоположным полом, может сформиpoвaтьcя отрицание и пренебрежение к сексуальным отношениям, yтрачивается возможность идентификации с приемлемым сексуальным поведением человека одного с жертвой пола.

2. Расстройство партнерских отношений и снижение сексуальной удовлетворенности.

Сексуальные взаимоотношения рассматриваются жертвой как отношения отверженности, беспомощности, лишенные инициативы и проявлений самостоятельности. Жертва отвергает для себя возможность испытывать позитивные эмоции и удовлетворения в этих отношениях. Как правило, в дальнейшей жизни воспроизводится этот травматический стиль партнерских взаимоотношений. И только опыт насилия у партнера или высокая степень эмпатичности и желания помочь своему партнеру может изменить искаженный стиль взаимоотношений.

З. Психические расстройства и заболевания.

Как подчеркивают многие исследователи и практические работники, для понимания динамики психологических последствий сексуального насилия у детей неоценимую помощь оказывает теория травмогенных динамик при сексуальном насилии, разработанная Д. Финкелхором, позволяющая наиболее полно оценить психологические последствия травматизации ребенка [54].

Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.

 

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

 

    

             Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах:

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);

- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ  Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей  Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

 

 

Если Вы стали свидетелями жестокого обращения с детьми - не молчите!!!

Сообщите об этом в органы опеки и попечительства или в милицию. Ваше неравнодушие может спасти детскую жизнь!

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

 

Жестокое обращение (насилие)

с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет)  - это любое поведение по отношению к ребенку, допускаемое родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка, которое нарушает  физическое или психическое благополучие ребенка, ставя под угрозу состояние его здоровья или развития.

 

 

Четыре основные формы   жестокого обращения с детьми:

 

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

 

  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 

  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 

  • Пренебрежение основными потребностями ребенка (заброшенность, беспризорность)

 

 

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

 

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

свернуть

Симптомы и последствия сексуального насилия

развернуть

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию

 

https://avalon.fabiosacdn.com/image/011ad6b6-ee06-4d86-acdb-5ee7d8f687d1.jpg

 

Обычно жертвами сексуальных действий являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

По данным российских исследований сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками. Как показывают различные международные психологические исследования жертвами сексуального насилия в семье, как правило, бывают девочки. И хотя считается, что к насильственным действиям по отношению к детям прямо или косвенно причастны оба родителя, доля мужчин здесь составляет почти 95 %.

В большинстве случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников – совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% – более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отчимом, опекуном, реже – отцом, братом или дядей. Отчимы совершают такое насилие в пять раз чаще, чем – отцы.

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку:

а) сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;

б) использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;

в) сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или самого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями. Вместе с тем, не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения.

 

Индикаторы сексуального насилия

Сексуальные индикаторы, характерные для младших детей и подростков:

1)Реплики, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай. Например, ребенок, наблюдая за целующейся парой по телевизору, говорит: «а сейчас дядя засунет свой пальчик в тетю»

2)Рисунки на явно сексуальные темы. Например, ребенок рисует сцену фелляции.

3)Сексуальное взаимодействие с другими людьми. Например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям (может свидетельствовать об идентификации с насильником), сексуальная активность в отношении сверстников (может указывать, что ребенок получает некоторое удовольствие от насильственных действий), сексуальные предложения или жесты старшим людям (может сигнализировать о том, что ребенок воспринимает и расценивает сексуальную активность как необходимый атрибут взросления).

4)Сексуальные действия с животными или игрушками. Например, ребенок может имитировать фелляцию со своей собакой или разыгрывать сценку орального секса, играя с куклами.

5)Чрезмерная мастурбация. Этот индикатор сексуального насилия следует использовать с некоторой долей осторожности, так как и взрослые, и дети время от времени занимаются мастурбацией и эти действия не выходят за рамки нормального сексуального поведения. Поэтому мастурбацию ребенка следует квалифицировать как индикатор сексуального насилия, если мастурбация связана с повреждениями, ребенок занимается ею много раз в день и не может остановиться, вставляет различные предметы в вагину или анус, ребенок издает стоны или звуки стенания в то время мастурбации, сопровождает мастурбацию копулятивными фрикциями.

6)Беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами (промискуитет).

7)Сексуальное преследование девочек сверстниками или взрослыми.

8)Занятие проституцией.

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее белье; боль или зуд в половой области; гематомы (синяки) в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера; запоры; нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции; венерическая болезнь; беременность.

К поведенческим индикаторам относятся: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; сексуальное отыгрывание (acting out); неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессоницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настаивание на том, чтобы был включен ночник; регрессивное поведение, включая: сосание большого пальца, энурез, недержание кала; инфантильное поведение или другие проявления зависимости; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки напуганности; страх перед людьми определенного типа; импульсивность, неусидчивость (более характерна для жертв мальчиков), деструктивность; суицидальные попытки или рискованное поведение; жестокость к животным (более характерна для жертв мальчиков); резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушенность и несоответствующая возрасту образованность в вопросах секуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителем, взрослым; реверсирование роли в семье или псевдозрелость.

Для детей подросткового и юношеского возраста характерны нарушения пищевого поведения (булимия и анорексия); побеги из дома; токсикомания; попытки самоубийства и членовредительства; недисциплинированность; депрессия, социальная изоляция; асоциальное и делинквентное поведение.

 

Последствия сексуального насилия

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Реакции ребенка на совершенное сексуальное насилие могут быть самыми разнообразными.

Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги относятся к тем симптомам, которые возникают у этих детей как непосредственные, так и отсроченные реакции на травму. Нарушение сна (беспокойный сон), бессонница, плохой аппетит, психосоматические жалобы, всепоглощающая тревога является отсроченными последствиями надругательства. Эти дети часто распространяют свой страх не только на насильника. Он проявляется в избегании других взрослых и лиц, пользующихся авторитетом. У некоторых жертв могут проявляться постравматические стрессовые расстройства, с типичными симптомами реинтерпритации и переосмысления травматического события, избегания ситуаций, ассоциирующихся с сексуальным оскорблением, сильного возбуждения со сверхбдительностью, появлением ночных кошмаров, болезненной чувствительности. Кроме того, навязчивые воспоминания, часто с видениями в виде ярких вспышек и повторяющимися ночными кошмарами, касающимися событий, связанных с надругательством вызывают у них страх перед отходом ко сну.

Рассмотрение последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, требует учета его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция ребенка на подобную травму проявляется по-разному:

 детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, инфантильные сексуальные игры;

 у дошкольников на первый план также выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувства вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регрессивные реакции, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация) и в меньшей степени психосоматические симптомы;

 у детей младшего школьного возраста – чаще всего возникают амбивалентные чувства по отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, а в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;

 для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, однако могут добавляться также депрессия, диссоциативные эпизоды – чувство потери ощущений, а в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

 для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению ко взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, а в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения.

Косвенными признаками, указывающими на наличие травматического опыта, может стать повышенная тревожность дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами, чего раньше не наблюдалось.

Подозрительность и недоверие. Детям, которые подверглись сексуальному насилию или оскорблению и тем самым испытали или пережили родительское предательство, очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми, что существенно сужает круг их общения. Они больше не ожидают от своих родителей любви, признания, поддержки и помощи в реализации себя. Они могут считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы. Причем их подозрительность может распространяться на всех мужчин, а иногда и женщин.

Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными и непредсказуемыми.

Депрессия и суицидальное поведениеУ этих детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью, тоской, грустью и неспособностью испытывать приятные ощущения, радость и наслаждение. Тяжелая депрессия, сопровождаемая чувством униженности, состоянием чрезвычайной уязвимости и ощущением вторжения в их “интимную” зону. У детей старшего возраста, преимущественно подростков, переживших сексуальное насилие, глубокая депрессия часто сочетается с суицидальным поведением. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на нанесение себе травм, попытках суицида и мыслях о суициде.

Чем тяжелее травма при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия. У детей, подвергнувшихся сексуальным злоупотреблениям, в дальнейшем могут возникнуть более серьезные эмоциональные нарушения.

Гиперсексуальность. У этих детей отмечается высокий уровень (низкий порог) сексуального возбуждения и они легко достигают оргазма. Они не способны отличать нежные и любовные от сексуальных отношений. Поэтому либо часто возбуждаются лишь от физических прикосновений, либо как защитное поведение демонстрируют психологическую холодность и закрытость. Дети всех возрастов, подвергшиеся сексуальному насилию, сексуально соблазненные сверстниками и взрослыми, часто прибегают к сексуальной самостимуляции – «вынужденной» мастурбации. В подростковом и юношеском возрасте эти дети могут быть склонными к беспорядочным половым связям. Движимые сильной потребностью в любви и комфорте, удовлетворения которой они ищут в сексе, полностью обесценивая при этом самих себя. У них также могут иметь место тенденции к проституированию (тому способствует их соглашательское, уступчивое, пассивное поведение).

Избегание сексуальных стимулов. На фоне эмоции страха по отношению к сексуальным стимулам могут отмечаться сильная тревожность вплоть до реакций панического непринятия, агрессии и избегания, например, ухаживаний или поцелуев. И как следствие этого сексуальная индифферентность. Если домогательство исходило от мужчины, ребенок–жертва может бояться всех мужчин.

В дальнейшем, став взрослыми, у жертв сексуального насилия часто отмечаются нарушения сексуальной жизни, выражающиеся в избегании сексуальных отношений и неспособности чувствовать радость и удовлетворение. По данным М. Кортуа, у 80% жертв инцеста имеются нарушения сексуального поведения, которые проявляются в торможении сексуальной активности или в ее усилении.

Нарушение половой идентификации. Часто сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, и действиями, совершенными вопреки желанию ребенка, приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Патологическое психополовое развитие наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Девочки предпочитают более маскулинное (мужского типа) полоролевое поведение, их отличает конфликт половой идентификации, они начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, что часто выражается уже в фантазийных играх раннего детства, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами.

У девочек подросткового возраста жертв сексуального насилия в семье отмечаются трудности в формировании стабильной женской идентификации, так как они отождествляют себя больше со своим доминирующим отцом, чем с пассивной матерью, особенно, если последняя публично подвергалась психологическому и физическому насилию. Эти девочки чувствуют себя несчастными оттого, что родились не мальчиками. Предпочитая носить мужскую одежду, они скрывают под ней презираемые ими отличительные признаки своего пола. Иногда их тело (особенно девочкам-подросткам) кажется причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника. Они начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой, для них также характерны попытки самоистязания или самонаказания. В более зрелом возрасте они начинают принимают участие в экстремальных видах спорта или грубых играх, требующих мужских качеств, предпочитают компании сверстников мужского пола.

У мальчиков отмечаются изменения в мужской половой идентификации, проявляющиеся в компенсаторном гипермаскулинном поведении и гомофобии. Некоторые мальчики демонстрируют женоподобное поведение.

У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются и нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.

Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сестрам-братьям, напоминающее поведение взрослого насильника.

Низкая самооценкаЭти дети из-за сильных переживаний стыда и вины начинают рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества. Низкая самооценка у жертв сексуальных оскорблений часто основывается на стыде и чувстве вины, ассоциирующемся как клеймо инцеста. Стыд и вина могут появляться и в отношении собственных переживаний, когда в период домогательства у ребенка возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства. Жертвы инцеста могут также испытывать синдром “ испорченного товара”, при котором ребенок постоянно ощущает себя физически непривлекательным для сексуальных контактов.

Низкая самооценка может проявляться и в определенных видах защитного, компенсаторного поведения. В частности, если это экстрапунитивное реагирование, то это визг, нытье, жажда победы и самоутверждения любой ценой, обман в игре, стремление к совершенству, крайнее хвастовство и самохвальство, подкуп, обвинение во всем других, желание многих вещей, использование различных приемов привлечения внимания (шутовство, поддразнивание других детей, антисоциальное поведение – воровство, ложь, драки, порча вещей и т. д.). Если это интрапунитивное реагирование, то это излишняя самокритика, замкнутость, стыдливость, извинение по каждому поводу, пугливость по отношению к новым стимулам, неспособность к принятию решения или выбора, подчеркнуто защищающее поведение, чрезмерные попытки всегда и всем нравиться.

Импульсивность и поведенческие расстройства. Отличает агрессивность, асоциальность, неконтролируемое поведение. Эти дети могут иметь большой опыт побегов из дома. Поэтому, бродяжничая или присоединяясь к деликатным группам подростков, они часто вовлекаются в злоупотребление алкоголем , наркотиками, занятия проституцией.

Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации, гиперактивности, специфических учебных затруднений.

Итак, при сексуальном насилии или оскорблении ребенок служит средством забавы и утешения родителей либо других близких взрослых и часто используется в качестве объекта сексуального комфорта и получения сексуального удовольствия.

Как только совершается надругательство и сексуальный барьер переступается, жизнь ребенка меняется необратимо. Он или, что более часто, она может не понимать того, что случилось. Мужской пенис неприятен ребенку и может его испугать. Сперма кажется ему в чем-то сходной с мочой, а само событие может причинить боль и привести к кровотечению. Девочке при этом могли угрожать тем, что, если она кому-либо расскажет о случившемся, ее выгонят из дома, ей переломают ноги, ее мать убьют, а отца посадят в тюрьму.

В результате дети хранят все в строжайшем секрете месяцами и годами. Они ощущают ужас оттого, что, рассказав, они нарушают некий негласный семейный обычай секретности. Их сдерживают сильное чувство лояльности к отцу или матери, а также страх пойти против запретов отца и перед угрозами наказания, в случае если кому-либо расскажут о происшедшем. Кроме того, дети желают знать, случилось ли это на самом деле или им все это показалось? Ведь родители ведут себя так, будто ничего не произошло, и ребенок ждет, обмирая, повторится ли это снова. Он перестает верить самому себе, своему собственному опыту и рассудку.

В то время, когда над ребенком совершается надругательство, ему велят сдерживать свои эмоции, не плакать, обеспечивая совратителю некоторое ощущение триумфа. Ребенок вынужден молчать и подавлять боль и гнев. Желание девочки, например, рассказать о случившемся матери скорее всего встретит недоверие и упреки за «вздор, который она несет». Более того, ребенок не знает порой даже слов, которыми возможно описать происшедшее, поскольку все это находится как бы по ту сторону его повседневного опыта.

Сексуальная травматизация ребенка может начинаться очень рано, между тремя и шестью годами. Гораздо раньше, чем он способен запомнить это. По мере достижения ребенком подросткового возраста возможен переход от прикосновений, несущих оттенок сексуальности, к развернутому оральному, вагинальному или анальному сношению. Ребенок привыкает к повторяющемуся надругательству. Он боится отходить ко сну, может страдать от ночных кошмаров, энуреза, испытывать трудности в школе, иметь поведенческие нарушения. При этом у него преждевременно пробуждается сексуальность. Девочка может стать молчаливой, замкнутой, отстраненной и слезливой, неожиданно отворачивается от родственника, с которым прежде была весела и игрива.

В подростковом возрасте (в период полового созревания) девочка постепенно начинает осознавать свое отличие от большинства сверстников, лишенных столь тягостного опыта. Она стесняется выступать перед классом, показываться в раздевалке после уроков физкультуры и занятий спортом, боясь, что окружающие смогут разглядеть нечто и узнают о том, что же происходит с ней дома.

Сексуальная травматизация может иметь и более отдаленные последствия. Например, для девушек, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, трудно а иногда просто невыносимо поддерживать разговоров подруг о парнях, первых поцелуях, об ухаживании, о положении невесты и свадьбе. Еще в детстве она “потеряла” отца и мать, стала изолированной и депрессивной, с крайне бедным образом “Я”, чувствовала себя униженной, злой и в чем-то виноватой.

Девочка старается полностью забыть случившееся до тех пор, пока во взрослой жизни какое-либо событие, такое, например, как рождение ребенка или специальная телепередача, посвященная инцесту, не растревожит ее воспоминаний. Она может испытывать большие трудности, сталкиваясь с разного рода медицинскими осмотрами и обследованиями. И врачи часто не могут понять, в чем, собственно, дело. Вагинальное или ректальное (анальное) обследование вновь возвращает их к тягостным воспоминаниям, а авторитарная фигура врача напоминает им отца-насильника.

С такими детьми очень трудно вступить в контакт, так как они не хотят ворошить свои тягостные воспоминания, сопряженные с невыносимой душевной болью, и боятся вызвать у окружающих неодобрение, отвережение и отвращение.

Исследования показали, что насилие чаще проявляется в отношении детей младшего возраста и с более низким уровнем развития. Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия будут также зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. По сравнению с сексуальным злоупотреблением такие формы сексуального насилия, как половое сношение (оральное, анальное или вагинальное), для ребенка, наиболее травматичны. Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком. Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не на сторону насильника, то для ребенка последствия будут менее тяжелыми, чем когда он не получит защиты и поддержки.

 

Источник:

1) Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/167377

 

свернуть

"Не молчи ты не один"

развернуть

"Не молчи ты не один"

развернуть